На пороге мусорной революции в РФ

В 2017-м исполняется 110 лет со дня первых инициатив русских столичных коммунальных служб к изменению мусорной проблемы хозяйственно-бытовых загрязнений больших индустриальных городов. В Санкт-Петербурге и Москве, городах-милионниках, впервые в повседневной практике, по примеру западноевропейских мегаполисов (Берлина, Лондона) устанавливаются известные нам мусорные баки для сбора исключительно твердых отходов жизнедеятельности (до этого отходы не дифференцировались объединяясь в общие нечистотные массы), в городах начинают работу мусоросжигательные станции (в Питере - 2, в Москве -1), по численности служителей находящихся на уровне больших мастерских, цель которых — утилизация коммунальных отходов. В начале 21 века российские столицы и центры  вновь стоит перед выбором путей решения мусорной проблемы, приобредшей за вековой промежуток новые формы и геометрические прогрессии. Либо мы воспользуемся опытом цивилизованных государств и создадим эффективную систему переработки, либо остановимся на технологии мусоросжигания и самостоятельно пройдем тот путь, на который страны Европы и США потратили двадцать лет........

Медийный проект электронного издания "Коммерсант.ru"  "ГРЯЗЬ БОЛЬШОГО ГОРОДА" дает подробный обзор текущего состояния мусорной проблемы столиц и центральных городов на 2017-й год, а также планируемых мер и путей решения. 

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ В ЦИТАТАХ И ВЫДЕРЖКАХ:

В 1998 году в России был принят запоздалый, но критически необходимый 89-й федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Его главной задачей было вывести из теневого сектора деформированную с 1990-х годов систему обращения с мусором, которая к тому моменту на всех этапах контролировалась криминальными структурами. Закон устанавливал правила контрольно-надзорной деятельности, соответствие санитарным нормам и природоохранному законодательству, но никаких экономических показателей и положений о создании стимулов для сокращения образования отходов, введения системы раздельного сбора и создания мусороперерабатывающих производств в нем не было....

К исходу первого десятилетия 89-й федеральный закон безнадежно устарел, стало ясно еще в 2010 году, поскольку большинство мусорных полигонов уже тогда исчерпали свои мощности, а неэффективность такой системы утилизации отходов была очевидна всем. В 2011 году началась работа по изменению законодательства в области обращения с отходами. 

В 2014 году поправки в 89-й федеральный закон «Об отходах производства и потребления» все-таки были приняты. Приняты оперативно и наспех, без опоры на серьезные исследования, на которые требуется много времени и участия большого количества специалистов. 

В Подмосковье мероприятия по закрытию существующих полигонов идут с 2013 года — из 3 основанных в 1970-2000 перестали работать уже 24. В террсхеме региона отмечается, что «в отсутствие инвестиционных мероприятий по строительству и модернизации полигонов существующие емкости для размещения твердых коммунальных отходов будут исчерпаны менее чем за четыре года». Один из самых крупных — полигон «Кучино» в Балашихе — был закрыт 23 июня по личному распоряжению президента. Еще два — в Чеховском районе (полигон «Кулаковский») и Пушкинском («Царево») — общей площадью около 30 га перестали принимать мусор в сентябре. В этом же году подмосковные власти обещают приступить к рекультивации закрытых полигонов — «Каширского» (около 10 га), «Быково» (около 9 га) и «Электросталь» (10 га). Затраты только на эти три объекта оцениваются в 1,8 млрд руб. 

В рамках реформы по обращению с отходами правительством был утвержден проект «Чистая страна», в котором помимо последовательного закрытия по всей стране мусорных полигонов предполагается строительство пяти мусоросжигательных заводов (МСЗ) — четырех в Московской области и одного в Казани. к 2025 году четыре подмосковных завода должны утилизировать 28% бытовых отходов Москвы и области — по 700 тыс. тонн ТКО в год на каждом МСЗ. Проект строительства четырех МСЗ в Подмосковье и одного в Татарстане позиционируется как пилотный. Названная сумма инвестиций — 162 мрлд руб. При этом «Ростех» планирует вложить в строительство 20% собственных средств и 80% — привлеченных. Если все пойдет по плану, впоследствии появятся еще семь заводов: четыре в Подмосковье и три на Юге России. 

Именно эти планы вызвали больше всего нареканий со стороны экспертов и яростный протест жителей Воскресенского, Наро-Фоминского, Ногинского и Солнечногорского районов Подмосковья, где запланировано строительство. Эксперты утверждают, что сделанный в программе упор на мусоросжигание ставит крест на развитии в стране технологий раздельного сбора и последующей переработки отходов — самого перспективного пути, по которому идет весь развитый мир. Простые же граждане считают выбор между зловонной свалкой и ядовитым дымом по факту отсутствием выбора. 

Развитые страны, отказываясь от полигонного захоронения, действительно сделали ставку на мусоросжигание, но это было сделано только после того, как население научилось раскладывать мусор в разные контейнеры по фракциям. Многие государства приняли такое решение более 20 лет назад, и за это время накопили огромный опыт, в том числе и негативный. Та же Дания, которая занимает в Европе первое место по мусоросжиганию, лидирует и по количеству раковых заболеваний на душу населения. 

В июне 2017 года правительство внесло в Госдуму поправки Минстроя, согласно которым гражданам, разделяющим ТКО, будет предложен пониженный тариф на услугу по обращению с отходами. 

В марте 2017 года «Гринпис» опубликовал исследование о доступности инфраструктуры раздельного сбора мусора в 160 российских городах с населением от 100 тыс. человек. Согласно результатам, только у 9,2% их жителей, а это 73,7 млн человек, есть доступ к соответствующей инфраструктуре. Лидером рейтинга стал Саранск, где 80% горожан могут пользоваться контейнерами для раздельного сбора вторсырья. За Саранском следуют Мытищи и Оренбург. Москва занимает только 40-е место: в столице доступ к необходимой инфраструктуре есть всего у 8% жителей. 

Лидером прогрессивного подхода к утилизации мусора в Европе является Германия. В 2014 году 44% муниципального мусора, производимого европейскими странами, перерабатывалось или превращалось в компост, 28% — попадало на свалки, 27% — сжигалось. В то время как в Германии на тот момент на свалках оседал всего 1% бытовых отходов, а процент перебарываемого мусора с учетом производства компоста был самый высокий в Евросоюзе — 64%.  В 1950-х годах в Германии насчитывалось 50 тыс. мусорных полигонов. Программа по их сокращению была принята в начале 90-х. Сегодня в стране около трехсот полигонов, при этом ни один из них не принимает несортированные отходы. В 2022 году Германия планирует вообще отказаться от полигонов, а весь образующийся мусор перерабатывать.

 США занимают второе место в мире после Китая по объему производимого мусора, однако уровень переработки здесь ниже, чем в Европе: около 35% с учетом производства компоста (данные на 2014 год). Особенно эффективно с отходами борется Сан-Франциско: уже в 2020 году местные власти планируют выйти на показатель «ноль отходов», то есть перерабатывать весь производимый жителями мусор. 

Материал полностью https://www.kommersant.ru/doc/3449313?from=spec 


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic